После того, как я увидел в комментариях желание почитать про "путь героини", мне стало интересно смогу ли я, читавший напрямую об этом крайне мало, написать что-то стоящее, чтобы верно сориентировать людей в понимании реальных проявлений этих древних мотивов.
Также, я неожиданно нашёл для себя, что не могу распределить его по тем же этапам, что были в мужском формате (статья "Путь героя в реальной человеческой жизни. От впервые поднятого меча - до возвращения домой").
Это было небольшое откровение для меня, так как "путь героя" на мой взгляд - это творческое выражение опыта человеческого развития вообще (а, возможно, и не только - даже молодые кораллы отплывают от своих "родителей" как можно дальше "навстречу приключениям").
Вероятно это всё потому, что эпический универсальный мотив, который называют "героем" - "распускается" у женщины только с началом отхода от материнского, в то время как у мужчин - это не считают первым этапом. То ли от того, что мужчины чуть ли не рождаются "слившимися" с образом героя, то ли от мужского эгоцентризма, склонного считать подвигом любое своё целенаправленное действие, что не исключает первого. И кто знает, может как раз из-за отсутствия прямого совпадения в этом вопросе между полами, Фрейд и описал одно из таких пикантных и интересных положений анализа, как "зависть женщины к пенису" (с).
Что ж, как не назови, это просто есть.
Представляю схематичный "Путь героини" - героя с чарующими женскими очертаниями:
1. Уход от женского
2. Тропа испытаний
3. Служение "Королю"
4. Встреча с другим мужчиной
5. Достижение "Трона"
6. Воссоединение с женским
Предлагаю подробнее остановиться на каждом этапе.
1. Уход от женского
Для женщины это вариант "Зова", включающий в себя некий отказ от традиционной женственности (например от идеи, что женщины обязаны воспитывать детей и заботиться о доме). В истории часто фигурирует упоминание об остригание волос под мальчика. В реальной жизни (помимо реальной смены стрижки) этап может проявляться в отделении от материнского - появление собственных хобби в подростковом периоде, которые не нравятся родителям или же необходимость жить отдельно из-за учебы в университете, например.
2. Тропа испытаний
Для женщины, "тропа испытаний" может проходить под сенью тягостной рутинной работы или же вообще любой деятельности, требующей обычно мужских качеств - выдержки, решительности, логического мышления, ответственности, и т. д. К примеру, Дейн Эрис пришлось походить по пустыням на своей "тропе испытаний".
Любая женщина проявляет свою про-мужскую сторону когда:
вчитывается в договор перед тем, как его подписать
заставляет себя заучивать неинтересный предмет
добивается руководящей должности и организует работу подчиненных
ставит цель накопить на что-либо, прописывая задачи, и т. д.
Но именно данный этап - "тропа испытаний" - это время научения самой отвечать за себя и встреча с собственной мужественностью через наращивание подобных качеств.
Но женщина может проходить этот этап силами мужчины.
3. Служение "Королю"
Когда в жизни женщины происходит увеличение навыков социализации, открывается возможность повстречаться с "Королём" (каким-либо авторитетным и значимым для нее человеком).
К слову сказать, одной из основных проблем "истеричных натур" (то есть тех, кто страдает истерией) в том, что на этом этапе они - быстро "покупаются", поскольку только и ждут кого-либо в "мантии статуса".
Когда ты самостоятельна и привлекательна, "Короли" хотят, чтоб ты служила им умом и/или телом. Например, один известный продюсер ("Король" в своей сфере) переспал с большим количеством голливудских актрис за дачу главных ролей.
4. Встреча с другим мужчиной
Этот этап подразумевает то, что героиня встречает того, кто её сильно любовно интересует (как женщину, так и мужчину).
В реальности, это может произойти на любом из этапов - и смысл этого процесса в том, чтобы героиня познакомилась со своими собственными идеалами сексуально "мужского"(идеалов, которые не навязаны родителями).
5. Достижение "Трона"
В новой точке героиня (одна или со своим возлюбленным) замышляет занять "Трон". Это проявляется в стремлении самой и/или через мужчину стать значимой фигурой.
Как и в "мужском" формате, образно это проявляется убийством "Короля" или побегом от него.
Например, в фильме "Величайший шоумен", жена Главного Героя наперекор своим богатым родителям вышла замуж, а потом помогала мужу реализовать его собственные далеко идущие мечты.
6. Воссоединение с Женским
На последнем этапе, когда эпический цикл увеличения самостоятельности успешно пройден, женщине (равно как и мужчине) настаёт время быть больше собой (собственно женщиной), окунувшись в: воспитание детей, уход за собой, расслабленный образ жизни, усиленное обустройство домашнего хозяйства, и т. д.
Например, Изида, найдя все частицы мужа-Осириса (собрав собственные мужские способности, как мозаику) занялась заботой о собственных детях. А бесстрашная и отважная Китнисс Эвердин "сойка-пересмешница" из трилогии "Голодые игры" в кульминации стала матерью и любящей женщиной.
В заключение скажу, что этот приведённый усреднённый рисунок описания женского "пути героини" может быть куда более хаотичным, нежели "мужской" формат.
Вполне возможно, что "путь героини" представляет собой не лестницу, а калейдоскоп, содержащий большое количество разных цветов, которые необходимо увидеть все для полного прохождения. Кроме того, этапы "пути героини", за исключением первого и последнего, могут быть расположены в любом порядке.
И возможно, известное суждение: "женщины в бессознательном, как дома" не лишено смысла. Ведь это талант - сделать, не планируя, одновременно сразу миллион вещей и кое-что ещё по пути из точки А в точку Б.
Используемые источники:
1. А. Сагайдак. АРХЕТИПИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ «ПУТЬ ИСИДЫ» КАК ЖЕНСКИЙ АСПЕКТ ПУТЕШЕСТВИЯ ГЕРОЯ;
http://teurung.org/arhetipicheskij-scenarij-put-isidy/