«Смысл» – это одно из ключевых понятий логотерапии, ее позвоночник. Уже в самом названии присутствует слово «logos» (греч. «смысл»). Логотерапия – это терапия, ориентированная на смысл. С точки зрения Виктора Франкла, «смысл – это присущее миру свойство», то есть человек не изобретает его, а открывает, отвечая на вопросы, которые обращает к нему жизнь. Это некий «резонанс», диалог со Вселенной. Гете писал: «Как нам познать себя? Размышляя — никогда, но действуя. Старайтесь исполнять свой долг, и вскоре вы узнаете, что же есть вы. А что же тогда является вашим долгом? Требования каждого дня». Смысл объективен, трансцендентен, не зависит от того, наблюдает за ним человек или нет. В данном случае логотерапия спорит с философами экзистенциалистами, которые говорили о том, что мир лишен объективного смысла. Жан-Поль Сартр пишет: «Человеку свойственно задумываться о том, в чем смысл его существования. Но проблема в том, что у человеческого существования нет смысла. Мы говорим о человеке, что он «ищет себя», ищет смысл жизни, но смысл жизни человеку не дан и дан быть не может. У человека нет сущности, нет того, для чего он».
По Франклу, инструментом обнаружениz смысла является совесть. Она, как компас, направляет нас к нему. Франкл называет ее «подсознательным Богом». Это не фрейдовское «сверх-я», а присущая человеку от рождения система координат.
Согласно логотерапии, существует три вида смысла:
- смысл жизни:
Смысл жизни открывается самим человеком. Согласно логотерапии, доступ к смыслу может быть затруднен, но он объективно есть, просто у человека может не быть навыков, нужного «ключа», чтобы открыть дверь к смыслу. Часто, на пути к обнаружению смысла стоит психо-физика, голос которой может звучать громче голоса совести. Как и в обучении вокалу, для силы голоса нужна мощная опора, которой и может стать логотерапия.
- смысл в жизни
Здесь речь идет об уникальном смысле каждого конкретного момента, который проживает человек. Это зона осмысленности каждого конкретного решения, которое принимает человек в уникальной ситуации. Франкл писал так «постановку вопроса в общих терминах можно сравнить с вопросом, поставленным чемпиону мира по шахматам: «Скажите, учитель, какой самый хороший ход в мире?». Для меня лично этот ход мыслей Франкла очень важен и мне нравится его ирония. Я всегда выступала за индивидуальность, за индивидуальный подход и критическое мышления. Меня крайне беспокоят фразы «все должны делать так…», «всегда необходимо поступать так-то», «для всех нормальных людей свойственно то-то…». Все это шаги на пути к такой крайности, как «кто не с нами, тот против нас». Насколько я знаю, это послереволюционная адаптация цитаты из Евангелие «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает». Сегодня даже миролюбивая толерантность может стать оковами… По мне, так это бег от смысла и от личной ответственности… Поэтому логотерапия актуальна сегодня как никогда.
- сверх-смысл
Это то, что человеку вряд ли когда-то удастся постичь. Сверх-смысл выходит за пределы человека, это скорее вопросы, чем ответы. В детстве я очень любила книги о космосе, причем не художественные, а научные. Родители старались разнообразить мою картину мира, и как-то мама принесла «Библию для детей». Мне было лет 8-9 тогда. Ознакомившись с научной теорией происхождения мира и божественной, в моей голове уже тогда родился «когнитивный диссонанс»: если Бог создал человека, то кто создал Бога?.. Наверное, стремление человека постичь сверх-смысл можно также рассматривать как мотивацию эту жизнь жить, ведь очень интересно узнать, что будет завтра, что будет «в следующей серии»: а вдруг кому-нибудь удастся, а может быть даже вам, разгадать загадку Вселенной (я здесь иронизирую, конечно, но такое мышление может быть очень даже терапевтично в определенные моменты жизни).
Мне кажется, прекрасно и максимально логотерапевтично посмотрел на «смысл жизни человека» известный французских писатель Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Цитадель»:
Не снисходи до общепринятых мнений. Люди сосредоточат тебя на тебе самом и помешают расти. Они привыкли считать заблуждением все, что противоположно их истине, твои метания и противоречия для них легки и разрешимы, и, как плод заблуждения, они отбросят семя твоего будущего роста.
Они хотят, чтобы ты обобрал сам себя, стал потребителем, довольствовался готовым и делал вид, будто сбылся. Для чего тебе тогда искать Господа, слагать гимн, карабкаться на горную вершину, чтобы упорядочить пейзаж, который клубится сейчас перед тобой хаосом? Для чего спасать в себе свет? Ведь его не поймать раз и навсегда, его нужно ловить каждый день. Не мешай, пусть они говорят. Легковесные души советуют тебе, они хотят, чтобы ты был счастлив. Прежде времени хотят они успокоить тебя, покой ты обретешь только в смерти, только после смерти послужит тебе накопленное. Копишь ты не запас на жизнь, а мед на зиму вечности. Если ты спросишь меня: "Так будить ли мне спящего или оставить спать, не мешая его счастью?" – я отвечу, что ничего не знаю о счастье. Но если на рассвете – заморозки, неужели ты не разбудишь друга? Неужели оставишь его без восходящего солнца? Многие любят спать и не хотят просыпаться, но все же высвободи их из блаженных объятий сна, выгони из дома, они должны сбыться.
Они поделили все, даже жизнь они поделили на две части, и обе эти части лишены всякого смысла: сперва они достигают, потом хотят наслаждаться достигнутым. Все видели, как растет дерево. Но когда оно выросло, видел ли кто-нибудь, чтобы оно наслаждалось своими плодами? Дерево растет и растет. Запомни: завоеватель, превратившийся в обывателя, погиб...
Ты ищешь смысла в жизни, но единственный её смысл в том, чтобы ты наконец сбылся, а совсем не в ничтожном покое, позволившем позабыть о противоречиях. Если что-то сопротивляется тебе и причиняет боль, не утешай, пусть растёт — значит, ты пускаешь корни, ты выбираешься из кокона. Благословенны муки, рождающие тебя, нет подлинности, нет истины, которые явились бы как очевидность. А то расхожее решение, что тебе обычно предлагается, — удобная сделка, снотворное при бессоннице... человек должен тратить жизнь на большее, чем он сам.