29.09.2023
Конфликтные ситуации на работе
Мотивация
1018

ТВОРЧЕСКИЙ КРИЗИС: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Кто виноват?

Есть расхожий стереотип, что творческое вдохновение дается свыше. Поэтому великие произведения искусства часто приписывают капризной музе. Своих любимчиков она одаривает щедро, но также легко и внезапно покидает их. Что ждет ее бывших фаворитов? Пустота, апатия и непонимание, куда двигаться дальше. Иными словами, творческий кризис.

Управлять музой невозможно, предсказать ее поведение — тоже. Неужели единственное, что остается, — слепо подчиняться ее прихотям и ждать вдохновения, как подарка свыше? Или с музой все-таки можно договориться? Давайте подробно разберем, что это за таинственная сила, от которой зависят наши успехи и неудачи на творческом поприще.

Муза — лицо, пробуждающее творческое вдохновение у деятелей искусств или наук. Согласно греческой мифологии существует девять богинь — покровительниц творчества: это дочери Зевса. Таким образом, еще с древних времен укоренилось мнение о сакральности творческого процесса и необходимости иметь внешний (или внутренний) источник вдохновения, без которого творить невозможно.

Давайте разберемся, так ли важно это особое расположение духа и как быть, если страсть к искусству иссякла.

Что делать?

Для начала подвергнем сомнению миф о том, что творческий дар — удел избранных особо одаренных людей. Спросите себя, где проходит грань между талантом и его отсутствием. Кто определяет, гениальный вы художник или так себе? Конечно, в каждой области искусства есть признанные эксперты, которые имеют непререкаемый авторитет. И все же по результатам творчества трудно судить о таланте или его отсутствии.

Невропатолог Даниель Левитин пишет: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и т.д., это число встречается с удивительной регулярностью».

Отсюда следует, что талант сам по себе не гарантирует творческого успеха. Зато упорный труд и регулярная практика неизбежно к нему приводят. Когда человек занимается каким-то видом творчества, невзирая на настроение, жизненные обстоятельства и погоду за окном, — успех неизбежен.

Джулия Кэмерон в своей книге «Право писать» говорит: «На самом же деле писать можно в любом настроении. Любое сгодится. Хитрость в том, чтобы войти в него, как в комнату, усесться поудобнее и начать писать».

Опыт ее учеников доказывает, что наличие вдохновения — вовсе не обязательный компонент творчества. Она произвела переворот в сознании тысяч людей, которые привыкли ждать особого расположения духа, чтобы начать творить. В своих исследованиях Джулия Кэмерон напрочь разбила стереотип об элитарности творческого процесса и доказала, что в каждом человеке живет художник.

Что же касается творческих кризисов, ее мнение однозначно: успеха добивается тот, кто действует несмотря ни на что. Конечно, у этого правила есть исключения: если вы в глубокой депрессии и утратили смысл жизни, стоит обратиться к специалисту, а не пытаться решить проблему самостоятельно.

Но в большинстве случаев творческий кризис — это банальная усталость или привычка полагаться на музу и ждать, когда настанет подходящее настроение для творчества. Поэтому, когда вы берете ответственность на себя, отказываетесь от мифа, что вам непременно нужно найти вдохновение, оно появляется само собой. Как аппетит приходит во время еды, так и муза посещает тех, кто садится за работу в любом настроении. Тогда творческие кризисы перестают казаться трагедией или непреодолимым препятствием и больше не сбивают с пути.